Классический витраж и его имитации

Классический витраж и имитации при его изготовленииКлассическая технология изготовления витражей сформировалась еще в XI веке, поэтому считать ее старинной не будет ошибкой. Классика потому так и называется, что остается неизменной даже спустя столетия. Суть технологии осталась прежней.

Фрагменты цветного стекла (обычно силикатного, с разной фактурой) набираются вручную и скрепляются между собой металлическим профилем. В качестве оплетки изначально использовался свинец, но сегодня его заменяет латунь. Латунная протяжка более экологичная, жесткая и прочная. Другие альтернативы материала, подходящего для изготовления каркаса – медь, мельхиор, алюминий, реже – бронза. Стыки в любом случае пропаивают оловом, патинируют, а торцы вальцуют к фрагментам стекла. Учитывая эти особенности, классический витраж называют свинцово-паяным.

Если стекла не цветные, то витраж расписывается специальными красками, а затем при температуре 3500 градусов Цельсия обжигается в печи. В результате спекания стекла с краской, последняя в процессе эксплуатации витража не выгорает, не тускнеет и не стирается. По крайней мере, витражи в старинных замках, готических соборах и древних храмах по-прежнему выглядят превосходно.

Классика не всегда идеальна - недостатки витража

У витражей, выполненных по классической технологии, есть недостатки, которые заставляют мастеров стекольного искусства обращаться к более современным технологиям. Монтаж традиционного витража – сложное мероприятие, а само изделие много весит и много стоит. Изгибать его не представляется возможным, стекла имеют слабовыраженную кривизну или прямолинейную конфигурацию. Таким образом, сделать по классической технологии вазу, люстру или потолок невозможно.

Существует около 260 цветов самих стекол, и такое количество считается малым, особенно если принять во внимание пленочную технологию, которая предлагает огромную палитру.

Несмотря на то, что процесс изготовления классического витража очень трудоемкий и длительный, добиться сложной и тонкой детализации рисунка нереально. Мелкие или чётко очерченные детали добавил в витраж Луи Тиффани, но его технологию классической считать уже нельзя. Традиционное изделие состоит только из крупных фрагментов стекла.
Изобретательность технологов и мастеров стекольного дела подсказала им способы создания витража, который выглядит как классический, но таковым не является. Современные технологии позволяют изготовить имитации свинцово-паяного витража, избавившись от всех его недостатков, но пожертвовав традициями.

Контурный витраж - полимерная иллюзия

Что такое классический витраж?Одной из таких имитаций является контурный (лаковый, полимерный) витраж. Он выполняется в короткие сроки на высокотехнологичном оборудовании и не требует обжига. Примечательно, что рисунки любой степени сложности могут быть нанесены не только на стекло, но и на другие материалы: зеркало, плитку, дерево, пластик.

Фокус заключается в следующем: на основу с помощью компьютеризированного оборудования наносится прочный объемный контур из полимера, толщиной 1,5-8 миллиметров. Он обязательно должен быть замкнутым, чтобы не допустить смешения красок и плавных цветовых переходов. Полимерный контур в данном случае имитирует свинцовую протяжку классического витража.

Цветовая гамма контура обширна: от стандартного черного или прозрачного до серебристого, медного и золотого. Сохнет полимер в течение суток, а затем внутриконтурное пространство вручную заливается цветными акриловыми лаками. Очевидно, что полимерные лаки способны передать почти бесконечное число оттенков.

Контурный витраж устойчив к воздействию ультрафиолета, влаги, температуры. Благодаря таким эксплуатационным свойствам изделия используются в интерьерах бассейнов и ванных комнат, а также украшают собой стеклопакеты, стены, потолки, межкомнатные перегородки и двери.

“Псевдовитраж” - Made in USA

Выражение «псевдовитраж» в отношении пленочного витража так же справедливо, как и относительно контурного. Молодая и перспективная технология SGO (Stained Glass Overlay) появилась в США в 70-х годах XX века и быстро завоевала популярность в 35 странах. Этому способствовали бесспорные преимущества технологии:
- быстрота изготовления;
- неограниченная пластика линий и 1100 цветов пленки;
- низкая себестоимость (вдвое меньше, чем классического паяного витража);
- высокие эксплуатационные качества (в том числе стойкость к воздействию ультрафиолетовых лучей - поглощение до 90% излучения);
- прочность и безопасность (не содержит токсические компоненты. Пленка не дает стеклу разлететься на осколки при его разбивании);
- малый вес благодаря отсутствию металлических профилей;
- возможность монтажа на изогнутые поверхности, в стеклопакеты и подвесные потолки.

Пленочная технология изготовления витражей

Для изготовления фальшвитража используется монолитное листовое стекло (легкое акриловое). Оно может быть прозрачным, тонированным, химически матированным непрозрачным. На стекло наклеиваются специальные разноцветные пленки (RegaLead, Decra Led) – гладкие или рельефные. Приклеивается и свинцовый профиль, который придает изделию рельефность, имитируя паяный каркас. Цвета свинцовых протяжек варьируются от золотого до белого, возможна имитация латуни, графита или платины.

Кроме пленок в изготовлении витража нередко используют дополнительные элементы, например, бевели – фацетированные искусственные хрусталики. Они наносятся на поверхность с помощью клея и придают витражу объем и блеск.

Заметить разницу между пленочным и классическим витражами сложно, а для неискушенного ценителя красоты и вовсе невозможно. Вероятно, именно поэтому имитации получают такое широкое распространение, заменяя тяжеловесные изделия и совершенствуя технологии с учетом потребностей современности.

Наша мастерская предлагает Вам изготовление витражей в Москве, современные картины для интерьера на заказ, выполнение эскизов для художественной ковки, изготовление кованых изделий и мозаичных панно, интерьерной скульптуры малых форм, проектов текстильного декора. Любые Ваши идеи дизайна интерьера найдут воплощение в московской студии "Ланита2"!

© ЛАНИТА2 2008–2013
info@artlanita.ru